Форум » Вопросы и мнения » Георгиевский приход на Оредеже » Ответить

Георгиевский приход на Оредеже

f44: Рекомендую всем , интересная книга. Есть описания Глебово,Савкино,Порожек,Хаймино,Ракитно,Лыссово и многих других.

Ответов - 43, стр: 1 2 All

Старожил: Уважаемый f44! Оно бы, конечно, неплохо бы почитать. Но где взять такую редкостную книгу? Нельзя ли привести выходные данные этой книги? В интернете только и удалось найти, что она выпущена в издательстве "Умная книга". Похоже, что всего две книги и изданы этим издательством - "Георгиевский приход на Оредеже", да "Книга о котах". Кстати, о котах тоже интересно...

f44: Ко мне книга попала через третьи руки. Попробую уточнить. Предположение:продаётся в Казанской церкви.Сегодня пойду,если получится куплю.

f44: Нет этой книги,даже не слышали.


Mike: Выложите в сеть, почтенный.

Старожил: to f44 И всё-таки - нельзя ли сообщить: кто автор, количество страниц, каков тираж???

f44: Тираж 500(пятьсот) экз.

Старожил: А автор и количество страниц засекречены?

Дикая: Георгиевский приход на Оредеже Очерк истории церковной жизни и краеведения окрестностей поселка Чаща Гатчинского района Эта книга посвящена истории деревень, затерянных среди лесов и болот Среднего Оредежа, которые составляли в прошлом один Георгиевский приход. Читатель здесь найдет сведения о храмах, монастырях, бывших на этой земле, о приходской жизни и судьбе местных священников, а также сведения по истории края, его легендах и преданиях, о жизни простых крестьян. Книга может быть особенно интересна тем, кто знаком с описываемыми в ней местами, а также людям, интересующимся краеведением, и всем не безразличным к истории своего Отечества.

Дикая: http://www.countrysite.spb.ru/ISS/Luga1.htm#9 Село Георгиевское находится в 100 верстах от Петербурга, в 80 - от Луги, на довольно высокой горе, при реке Оредеже и речке Каменке. По записи, находившейся на кресте прежней церкви видно, что эта первая церковь во имя св. Великомученика Георгия, построенная в 1702 году, разобрана в 1827 году. А по клировым ведомостям за 1827 г. видно, что нынешний каменный храм, во имя того же святого, построен петербургским купцом Василием Федуловым (Громовым?) и сперва был покрыт деревянною кровлею, а в 1851 г. железною. На покрытие церкви железом употреблено было 642 р. 58 коп. сер. В последние годы в церковь приобретены: икона дванадесятых праздников, икона Тайной Вечери, писанная на железе в мастерской Ракочия и К°, плащаница, икона Казанской Божией Матери в серебряной ризе с позолоченным венцом и проч. Антиминс церкви освящен Никанором Ревельским епископом 1826 г. июня 8 дня и подписан митр. Серафимом. Метрические книги существуют в церкви с 1814 г. Причта до 1795 г было: священник, дьячок, пономарь и просвирня; в 1795 г. прибавлен диакон. Из прежних священников известны: Макарий Артамонов, прослуживший здесь 30 лет, потом 30 л. бывший за штатом и умерший в 1842 г.; Антоний Ефимов, после 28 лет служения умерший в 1840 г.; Петр Блаогодатский, поступивший в 1840 г. и служивший до 1868 года. Ныне служит Петр Молчанов. До штатов причт пользовался доходами от земли и платою за требы. Ругою пользовалась одна просвирня, По штатам 1843 г. получает, по 3 классу, 460 р. в год. Капитала церковного до 1,900 р. Земли при церкви 33 десятины. Из них - 16 пахотной, 4 сенокосной, 13 - под лесом. Лес не делится, а из остальной земли священник получает 9 дес., диакон - 4, дьячки по 3, просвирня - 1 десятину. Земля находится у погоста и ее общение с нею удобно. Члены причта помещаются в собственных домах, священник живет в доме, купленном за 350 р. на церковную сумму. Приход граничит: с севера и запада Усть-Введенеким и Орлинским приходами, Царскосельского уезда, с востока и юга — Марьинским и Успенским приходами, Новгородского уезда. Его составляют 17 деревень и 7 дворов лесной стражи. Из деревень, при р. Оредежи расположены: Нестерково в 1 версте от церкви, Тарасино в 2 верстах, Лыссово в 7 верстах, Глебово в 2 верстах, Савкино в 6 вер., Порожек и Хоймино в 8 вер.; при р. Кремянке находятся: Кремско и Ольховец в 12 вер. от церкви, Воцко и Чаща в 18 вер., Озерешно в 10 вер., Новинка в 14 вер.; деревня Ракитно, при р. Ракитянке, в 18 вер., Веретия, при р. Веретянке, в 8 верст., Большое и Малое Еглино при реке Еглинке, в 15-16 вер. от церкви. Лесная стража помещается в 7 дворах. Это суть: Противулыссовский, при р. Оредежи, в 7 вер. от церкви; Гоголинский, при р. Кренянке, в 14 вер Зверинскиий -при р. Зверинке, в 20 вер.; Камаринский в 22 вер.; двор в местечке "Дребах", в 14 вер., Чащинский близ деревни Чащи, в 20 вер.; Озерищинский близь дер. Озерешна, в 8 вер. Деревни Веретье и Эглино в 1840 и 1841 годах отчислены от Тоснинской церкви, Царскосельского уезда. Всех прихожан м. п. 1,315, жен. 1,433. Леса принадлежат частию вел. княгине Екатерине Михайловне, частию казне, как "Долговская дача", частию помещикам: Обольянинову, Бушиным, Тыркову, Дашковой и Игнатьевой и купцам: Лыткину и Клементьеву. Прихожане все русские, живущие в Нестеркове, Тарасине, Воцком, Ольховце, Озерешне, Новинке и Чаще; говорят древним Ижорским наречием [Выражение непонятное. Ведь ижоры вообще говорят по-фински. Слова: «древнее ижорское наречие», не означает ли русскую речь с примесью слов финских и искаженных на финский лад русских. Ред.]. Грамотные принадлежат к молодому поколению. В Кремске и Озерешне существовали школы, открытые дворцовым правлением. Учили в них окончившие курс в Новгородской духовной семинарии, получая по 150 р. в год. В Нестеркове также существовала школа с 1847 по 1854 год. Она была открыта и поддерживалась священником Благодатским. Ныне в приходе 6 школ, четыре земских и две домашних передвижных. Земские школы находятся в Нестеркове, Озерешне, Кремске и Еглине (Царскосельского уезда). В каждой из них учится от 25 до 40 чел. Попечительница Еглинской школы г. Струбинская построила школу и содержит ее на свой счет. Ученики Нестерковского училища участвуют в церковн. пении. Сельские праздники следующие: Петру и Павлу и Михаилу Архангелу празднуют в Кремске, Воцком, Ольховце, Озерешне и Новинке; Преображениюи Архангелу Михаилу — в Чаще; Покрову и Пр. Илии — в Нестеркове и Тарасине; 9-го мая — в Савкине, Порожке и Хаймине; Илинской пятнице в Лыссове, Георгию — в Глебове. Пред праздником Покрова многие постятся целую неделю. В память холеры искотских падежей, бывают крестные ходы, в Тарасине крестный ход бывает в Вознесенье, в первую пятницу Петрова поста и в Ильин день [Предание говорит, что крестный ход в Троицу установлен в память болезни, свирепствовавшей когда то в этой деревне от того, что крестьяне ели хлеб из озимой ржи, созревшей необыкновенно рано, именно к дню Пятидесятницы, тогда как обыкновенно она созревает к Ильину дню.], в Нестеркове — в Ильин день и в первое после него воскресенье; в Кремске — в Троицу и в день Смоленской Божией Матери, в Ольховце — в Ильинскую пятницу и в день Тихвинской Божией Матери; в Озерешне — в Петров день и 1 августа; в Новинке - 8 июля; в Чаще — в день Пантелеймона; в Ракитне — в день Петра митрополита; в Глебове — в Георгиев день, потом - 24 июня и 8 июля; в деревнях Порожке и Хаймине — в день Флора и Лавра. Кладбища находятся: в Чаще, Новинке, Ольховце, Озерешне и в обеих Эглинах. Часовни: во имя Пр. Илии — Нестеркове и Тарасине, Петра и Павла — в Кремске и Новинке, Параскевы — в Лыссове и на пустоши "Обрамово", Преображения — Чаще, Георгия — Глебове, Николая — в Савкине и Порожке, Сергия Радонежского — "на Зверинах" при речке Зверинке, Успения в Веретии и между обеими Эглинами. Есть предание, что при речке Зверинке, на пути из Новгорода в село Рождествено "на старой Ивановской дороге", был монастырь преп. Сергия Радонежского, существовавший со времен Иоанна Грозного и уничтоженный 150 л. тому назад, вследствие набегов от разбойников, укрывавшихся в соседних лесах. Памятником монастыря осталась часовня преп. Сергия на одном холме. Служители монастырские переведены были в деревню Кремско. Поэтому один "конец" ее называется "Зверинским". Попечительство существует с 1871 г. Председатель его приходской священник. Сумма капиталов не превышает 100 р.

Старожил: To Дикая: То, что есть в интернете, найти не составляет труда каждому, кто этого захочет. Но это же, надо думать, не книга, о которой сообщил f44... Или же (вопрос к f44) в этой книге только и есть вышеприведенный текст ?

f44: К сожалению книги сейчас у меня нет-вернул хозяину. Старожил пишет: Или же (вопрос к f44) в этой книге только и есть вышеприведенный текст ? Георгиевский приход находился между Нестерково и Тарасино,на левом берегу Оредежа.(сейчас на этом месте стоит поклонный крест) Деревни : Нестерково,Тарасино,Глебово построили три монаха,от их имён и названия деревень. Есть схемы местности с указаниями монастырей,часовен.(бывших) Подробно рассказывается о богатой и кагда-то процветающей д.Кремено. Подробно описана Царская дорога,по которой Иван Грозный с войском хаживал. П.С. многе не запомнил,боюсь ошибиться.

AS: А может можно ее еще раз взять и скопировать? Я бы взялся за ночь все оцифровать.

f44: Сейчас книга в д.Озерешно. При случае воспользуюсь Вашим предложениемAS

Дикая: Книга-загадка))))))

f44: Ну вообще наш край -загадка. Лет 35-40 назад видел в районе Нестерково жальники и крест не совсем обычный , за оградой кладбища.(где-то есть зарисовка креста по памяти).

AS: Недавно наткнулся на такую ссылку http://regionavt.spb.ru/cards/cardview.php?card=186 Сам я уже давно присматривался к этим камням, но до конца не верил в их древнее происхождение. Но вот оказывается это действительно они.

f44: "Свои" жальники не узнал,а "мой"крест был с кругом наверху,в круге перекрестье,ниже поперечина под углом. Хотя много времяни прошло,и может не узнал.

AS: На хутор Абрамов Клин надо весной сходить, пока трава не пошла. Там много развалин в разных местах. Я тоже на этих фотках не узнал, то, что сам видел.

скляр: f44 писал: "Георгиевский приход находился между Нестерково и Тарасино,на левом берегу Оредежа.(сейчас на этом месте стоит поклонный крест) " Я где-то читал в сети о монастыре, находившемся на левом берегу Оредежа напротив Нестерково. Наверное, на месте или рядом с кладбищем. Нестерково и Тарасино располагаются на правом берегу, если только напротив, через реку? Там далеко в лес никогда не углублялся.

f44: скляр ветер в компас,течение из компаса

скляр: f44, Простите, не понял. Компас то тут причем? Ветер... Течение...

скляр: AS, как всегда, дает интересные ссылки. По Абрамову клину, ближе к Дальнему, частенько ходил за грибами: остатков жизнедеятельности человека там действительно много. Всегда считал, что кучи камней в лесу - последствия ведения сельского хозяйства, да и жальники, кажется, должны иметь какие-то более строгие геометрические формы. А вот крест на фото 2 заинтересовал. Очень похожий (не по форме, а по исполнению) сфотографировал летом в деревне Чаща: Самый правый.

AS: Раз речь зашла о кладбище в Чаще, то хочу вспомнить историю про монаха Феодора, пришедшего в войну в Чащу и попросившего укрытия. Ему помогли, но он все равно умер. И похоронен на этом же кладбище. Может он как раз с Нестеркова пришел?

скляр: AS пишет: Раз речь зашла о кладбище в Чаще, то хочу вспомнить историю про монаха Феодора, пришедшего в войну в Чащу и попросившего укрытия. Ему помогли, но он все равно умер. И похоронен на этом же кладбище. Речь зашла о кресте, похожим по исполнению на тот, что в Абрамовом. Видимо, мы с Вами о разных местах говорим: на кладбище в деревне Чаща все кресты "безымянные",даже без дат. Исключение - второй по возрасту каменный крест: http://wiki.regionavt.ru/moin/NW/47/%D0%93%D0%B0%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/%D0%A7%D0%B0%D1%89%D0%B0/1%20%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82?action=AttachFile&do=get&target=chatscha-pa010012.jpg Фото не моё, прочитывается 181.., где-то я видел более четко 1814 (хотя, последняя цифра все равно под вопросом). Этим летом никаких цифр не увидел, впрочем, день был чересчур ярким. После такого солнца в тени деревьев не сразу и прозреешь, а уж в ЖК экране фотика ни хрена не видно.

скляр: AS, ... понимаю, что в этой теме смешки неуместны, но все-же, прочитав вот это Ваше: Ему помогли, но он все равно умер. я заулыбался...

AS: В Чаще кладбище отличается тем, что оно находится фактически в поселке. Поскольку вокруг самого старого участка с каменным крестом были обычные участки, то со временем был начат новый участок в сотне метров от старого. Каменный крест в центре поселка. Монах на новом участке. Там много имен и дат. Есть совсем новые захоронения А Вы про какое кладбище писали? У меня этого креста в архиве нет.

AS: Книжку добыл. Весь ее тираж разошелся по знакомым и прочим любителям истории. Как выяснилось и мне экземпляр полагается. Это хорошо, но плохо то, что теперь мне не с руки нарушать чужие авторские права, не смотря на то, что авторы книжки весьма вольно обошлись с чужой интеллектуальной собственностью. Т.е. выложить в открытый доступ ее я уже не смогу. 138 страниц. Автор Н.А.Топилина Но с теми кто здесь интересовался я поделюсь в частном порядке.

Дикая: AS "не смотря на то, что авторы книжки весьма вольно обошлись с чужой интеллектуальной собственностью.",как понимать?интересно.

f44: Интересно, 500 экз,по 150руб,ну не окупится издание.

AS: F44 А никто и не собирался окупаться. Нашли сотню тысяч рублей и потратили на доброе дело. Как я понял продали в магазине 3 копии. Остальное в основном раздали. Дикая часть документов взята из других источников без указания авторов и источников. Еще есть такая проблема. Вообще архивы общедоступны, но не просто в них попасть. ЧТо то найти большой труд. Вам могут не выдать сославшись на дряхлость. Уж точно просто так не дадут переснимать. Дадут за деньги, и только для определенных целей. Где то ночью, полулегально. Потом это надо обрабатывать, готовить к публикации и т.д. Так вот в этой книжке много документов взято без спросу.

f44: AS пишет: Нашли сотню тысяч рублей и потратили на доброе дело. И это хорошо.

скляр: AS, очень интересно было-бы прочитать!

AS: Ссылку выслал. Будет доступно 1 неделю.

скляр: AS! Спасибо! Увидел, замигало ЛС. Насчет того, что этого креста в вашем архиве нет - ошибаетесь! Специально (не по ссылке, а по памяти) зашел на ваш сайт и проверил. Просто время не щадит даже камни. Та фотография года на два-три старше Вашей. А через пять лет и десять дней после Вашего посещения я увидел "свежий" крест таким: Как видите, остатки деревянного креста за каменным на месте и изменились меньше. Старый выглядит так:

скляр: То, что в деревне два кладбища знал и раньше. Но пока заинтересовало только "старое". Весной-летом дойду и до второго. Кстати, недельки через три мой брат снова поехал в Чащу, взял кордщетку, почистил крест - и обнаружил, что сели батарейки в фотоаппарате. Никогда ни до этого, ни после такого не случалось. Непростое место...

Евгений 8973: скляр пишет: Непростое место... На Вялье немало непростых мест. Я крайне критически отношусь к мистике, но тут ничего не попишешь - что есть, то есть. Да и именно старые (до 18 века) погосты, а тем более монастыри всегда на особых местах были.

yuriy: Чего-то у меня фото с radikal перестали открываться...

скляр: yuriy пишет: Чего-то у меня фото с radikal перестали открываться... Скажите, с чего открываются. Переделаю, если интересно. У меня, кстати, тоже: если сегодня дал ссылку из radikal*а - на том же компе не открывается. Пришел домой - все нормально!

AS: Скляр Я про Ваши 3 металлических креста писал, что не помню где они. Кстати в Чаще 10 лет назад было 3 каменных креста. Один из них в музей в Суйде упер Бурлаков. Из прочитанного в книжке вызвало подозрение место расположения Чащинского монастыря. Как теперь знаю и Зверинский находится вовсе не в бывшей д. Зверино. Зато объявилась новая деревня Нос. Надо туда сходить и все обследовать. Там бы покопать. Ведь с Ивана Грозного она необитаема. Так и не нашлось ни единой ссылки по д.Комарино, а ведь она стояла на Ивангородском тракте. Здорово, что стало понятно название урочища Большая Елка, но почему рядом Терешка? Может предки Вырицкого главы там жили и работали? Разбойниками :) Может еще удастся найти пень великой елки? И кольца посчитать. Я как раз собираюсь хорошо обследовать этот кусок Ивангородского тракта. По прочтении книги появились сомнения в его трассе. В общем на лето есть занятие.

скляр: AS, А кто такой Бурлаков? У меня создалось такое впечатление, что с этого кладбища нормальные люди вообще ничего не выносят. По крайней мере кресты.

AS: Бурлаков директор музея в Суйде. Потом директор Гатчинского музея. Сделал музей в Сиверской, но в Вырице не успел. Сейчас в отставке.

скляр: А книгу сейчас посмотрю.

скляр: Евгений 8973, (куда пропал жирный шрифт - не знаю!) Я тоже в нечистую силу не верю, но как говорил один литературный герой: "Ежели обстоятельства ей благоприятствуют, то не токмо сам верю, но и другим советую!" Зайдите на сайт AS, почитайте про Ильин камень. Рядом с деревней Чаща. Я это место знал больше как Ильюхина пустошь. Название - не суть!. Место особенное. Многие, кто про это место пишут: вообще не советуют туда заходить. Особенно: не трогать ничего! Кстати: приехали этим летом, привезли, как положено, бутыль пива и 1,5л спирту аборигенам: тетка повела к кладбищу, говоря: "Змей остерегайтесь!" Сама шла босиком, то и дело оглядываясь на нас. - А Вы как? - Я их не боюсь! Меня они не тронут! Двое мужиков из её сожительства шли следом, пока до места не дошли. Присели на камушках. Выходя, спросил: " А чё мужики не входят?" - "Боятся!.. Никогда не входят!"



полная версия страницы