Форум » История, краеведение » Богоявленский монастырь в Посёлке » Ответить

Богоявленский монастырь в Посёлке

Andre_i: Может кто-нибудь знает, где точно располагался Богоявленский монастырь в Поселки, о котором есть упоминание в статье "Святая Вырица"? Там сказано: "Архимандрит Серафим (Проценко) легализовал свою маленькую общину, создав на ее основании Богоявленский мужской монастырь в Поселке. Монастырю о. Серафима в 1942 г. был выделен участок земли неподалеку от его домика и дома Сидоровых, на самом краю Поселка, возле леса" (http://www.mitropolia-spb.ru/eparhialnie-smi/eparchialnie_vedomosti/28-29/txt/vyrica3.php) В той же статье сказано, что после войны "Богоявленский мужской монастырь был закрыт, а здания его переданы одному из детских садов." Так вот интересно, где же точно был этот монастырь и какой пионерлагерь потом был на его месте?

Ответов - 18

Лада: А где это у нас? http://sobory.ru/photo/186122

Жека: Лада ,в Посёлке,что видно из названия.

Лада: Жека ,спасибо огромное!


Андрей "Нестор ожил": Богоявленский монастырь располагался на пересечении Богоявленского и Лабинского пр. Сейчас это Суворовский и Дзержинский проспекты. Точнее в конце Дзержинского. Один из корпусов еще 15 лет назад перестроенный под лагерь существовал, но там все посносили. Маленькое кладбище на Дзержинского, скорее все что осталось от монастыря. К сож. нет фотографий манастыря времен 1940 гг. Настоятель монастыря Серафим Проценко в войну был популярнее другого Серафима. Половина историй связанная с Серафимом Вырицким раньше звучала так: пошли в Поселок к Серафиму. После выхода литературных книг Филимонова, поселковая тема пошла на убыль. Неудобно рассказывать, что бабушки общались с тем священником. который был осужден. У Ильи Попова про этот монастырь была маленькая передача на ТВ. "Викинг". Местная такая телекомпания. С благодарностью за вопрос...

Andre_i: Андрей "Нестор ожил" пишет: Богоявленский монастырь располагался на пересечении Богоявленского и Лабинского пр. Сейчас это Суворовский и Дзержинский проспекты. Точнее в конце Дзержинского. Один из корпусов еще 15 лет назад перестроенный под лагерь существовал, но там все посносили Благодарю за ответ.... Андрей, а что сейчас там находится? Наверное, частные владения? Вы не помните, как назывался тот пионерлагерь? И не могли бы Вы написать, откуда у Вас информация о местонахождении монастыря? Я вот думал, что монастырь мог находиться на месте лагеря "Алые паруса", но "Алые паруса" находятся совсем не на краю поселка, а рядом с 3-ей платформой...

yuriy: Дык согласился я с Вами...На 3-платформе участок, где раньше был лагерь "Алые паруса"

yuriy: На 3-платформе. Но и этот лагерь "разбомблен" на частные владения

Andre_i: yuriy пишет: На 3-платформе Простите, yuriy, что Вы имели ввиду, когда написали "на 3-платформе"?

Андрей "Нестор ожил": Да, остроумно. Частные владельцы на пр. Дзержинского ничего Вам не прояснят. Моя информация в самой последней инстанции. Сослаться можно только на "архив КГБ" и воспоминания старушек. Вы лучше напишите про истоки Вашего интереса. Как назывался лагерь надо уточнить у местных жителей. Говорили, но вылетело из головы. Загадка в другом, почему выбрано столь сложное место. Можно было берег реки живописный использовать. Скорей всего в ансамбле монастыря преобладали красивые старые дачи в том квартале и желание возобновить конку, которая до 1917 г. туда доходила.

Andre_i: Андрей "Нестор ожил" пишет: Моя информация в самой последней инстанции. Сослаться можно только на "архив КГБ" и воспоминания старушек Ясно. То есть это известно Вам от местных жителей, которые сами застали этот монастырь или слышали про него. Понятно. Частные владельцы на пр. Дзержинского ничего Вам не прояснят Понятно. Иных уж нет, а те далече, как говорится... Загадка в другом, почему выбрано столь сложное место. Можно было берег реки живописный использовать Возможно, место было выбрано потому, что оно было недалеко от домика о. Серафима. Возможно, о.Серафим не имел возможности выбрать что-то другое, т.е. что выделили, то и выделили, и тому рады были. Как пишет Попов, "монастырю о. Серафима в 1942 г. был выделен участок земли неподалеку от его домика и дома Сидоровых, на самом краю Поселка, возле леса".

Андрей "Нестор ожил": Да, остроумно. Частные владельцы на пр. Дзержинского ничего Вам не прояснят. Моя информация в самой последней инстанции. Сослаться можно только на "архив КГБ" и воспоминания старушек. Вы лучше напишите про истоки Вашего интереса. Как назывался лагерь надо уточнить у местных жителей. Говорили, но вылетело из головы. Загадка в другом, почему выбрано столь сложное место. Можно было берег реки живописный использовать. Скорей всего в ансамбле монастыря преобладали красивые старые дачи в том квартале и желание возобновить конку, которая до 1917 г. туда доходила.

Andre_i: Андрей "Нестор ожил" пишет: Вы лучше напишите про истоки Вашего интереса. Истоки моего интереса - православная вера + неравнодушие к истории родного края.

Андрей "Нестор ожил": Да, остроумно. Частные владельцы на пр. Дзержинского ничего Вам не прояснят. Моя информация в самой последней инстанции. Сослаться можно только на "архив КГБ" и воспоминания старушек. Вы лучше напишите про истоки Вашего интереса. Как назывался лагерь надо уточнить у местных жителей. Говорили, но вылетело из головы. Загадка в другом, почему выбрано столь сложное место. Можно было берег реки живописный использовать. Скорей всего в ансамбле монастыря преобладали красивые старые дачи в том квартале и желание возобновить конку, которая до 1917 г. туда доходила.

Старожил: Андрей "Нестор ожил" написал: желание возобновить конку, которая до 1917 г. туда доходила Это что же - Проценко хотел возобновить конку во время немецкой оккупации??? Мыслимо ли это? Кстати, известно ли в каком году немцы разобрали путь на поселковской ветке?

Андрей "Нестор ожил": Настоятель монастыря Процеко не мог возобновить конку в 1942 году, но в том году у многих была уверенность, что немецкая власть надолго. эта уверенность пропала в 1943 году, понятно. Перспективы 1941, 1942 года были иными, нежели мы можем себе представить. Ноя не вижу ландшафных сторон преобладания выбора нахождения новой обители. Вероятно, ее могли строить в любом месте. Домишко иеромонаха не должно было играть особо-комфортной роли в выборе места. И еще, я не думаю, что немцы разобрали весь путь на Поселок. Не берусь ответить на этот вопрос, тем более Вам, знатоку. Для тезки в своем вопросе об истоках его интереса, хочу высказать мысль, что к официальному православию история этой тихой Обители, имеет отдаленное отношение. Даже когда живущему на этой улице священнику расказываешь про этот монастырь, воодушевления собеседника не наблюдается. Вырицкое духовенство, вообще постаралось не замечать историю деятельности о. Серафима Поселкового. Кроме старушек, есть объемистое дело этого священника, получившего за свою религиозную деятельность в Вырице 10 лет лагерей. Они все, включая настоятеля Казанской Вырицкой церкви (Кибардина), получили 10 лет. Не был осужден только один пожилой священник, так как почти не оказался замеченным в общении с верующими или немцами...

Mike: Поразительно быстро была обустроена Вырица в начале 20-го века. Что было бы с Вырицей, не наступи 1917 год?

boyarushka: Что было бы с Вырицей,если не 1917 год?

Ilja: Монастырь архимандрита Серафима находился в конце 1930-х (после возвращения его из лагерей и ссылок) на нелегальном положении. Тогда он жил в домике на углу пр.Ленина (Эдвардса проспект), 71, и ул. Чапаева (Ефремова проспект). Домик в 2015 году был ещё цел. Но в 2016? сгорел, - дети играли спичками. Неподалёку располагался дом Сидоровых (пр.Ленина/пр.Эдвардса, 54). В нём архимандрит Серафим жил после повторного ареста (1945) и возвращения из лагерей, в конце 1950-х - декабре 1960 года, здесь же (в Вырице) он скончался и был погребён на Большеохтинском кладбище в Петербурге, с южной стороны храма Свт. Николая. Могила его сохранилась и почитается верующими. Дом Сидоровых, после недавнего приобретения дома и участка в начале 2018 года разобран новыми хозяевами. А жаль, памятный и намоленный был дом. Кругом - море свободных участков, на которых можно вести новое строительство. В 1942 году немецкие власти выделили общине архимандрита участок на краю Посёлка, по тому же пр. Эдвардса (пр.Ленина, совр. адрес д. 60). Здесь по проекту архитектора Ф.М. Ларченко (из русских военнопленных, оказавшегося в Вырице в годы войны) был построен деревянный монастырь во имя св.Иоанна Предтечи с жилыми помещениями при нём. Богоявленским монастырь называли, судя по всему, не по храму (храм был во имя Иоанна Предтечи, или Рождества его, или Усекновения Главы), а по улице, на которой находился прежний храм в Посёлке Эдвардс, и по которой нужно было идти от станции в сторону нового монастыря. Прежний храм (храм-школа во имя Преображения Господня) находился на углу Богоявленской улицы (ныне Суворовский проспект) и Купального проспекта (ныне Купальная улица). Закрытый и превращённый в клуб до войны (в войну, похоже в 1941, сгорел). Поэтому возобновление церковной жизни в Посёлке Эдвардс произошло не на основе храма на Богоявленской улице, а на участке по пр. Эдвардса, 60, чуть южнее общинки о. Серафима, на той же стороне, что и дом Сидоровых. Это был последний на краю леса застроенный участок по пр. Эдвардса в Посёлке. Монастырь после войны был закрыт, в здании разместился детский сад. В 1990-х гг. был закрыт и он, а комплекс зданий был приобретен новыми частными владельцами и снесён. На месте монастыря выстроены два частных дома. Комплекс монастыря представлял собой храм с примыкающими к нему жилыми помещениями. Здание было одноэтажным, с мезонином (то есть со вторым этажом над частью здания). При монастыре существовали два маленьких кладбища. Правильнее сказать, не при монастыре, а неподалёку от монастыря, кладбища относились к гражданской администрации. Там хоронили в 1942-1944 гг. жителей округи. Отвели их в годы войны, при немцах, и на одном из них был похоронен иеромонах Лев, бывший насельник одного из закрытых монастырей. Он был до 1942 года келейником архимандрита Серафима. Был уже в возрасте. В Вырицу пришёл, вероятно в 1941 году, из одной из окрестных деревень, со стороны д. Чаща. В 1942 году он умер, и похоронен на маленьком кладбище на ул. Дзержинского/Лабинский проспект. Община архимандрита Серафима сохранялась до 1980-х гг., пока не скончалась монахиня Евфимия (Сидорова) в 1982 году. Похоронена на кладбище в Посёлке, созданном на участке б. храма-школы. Сейчас это главное кладбище Посёлка.



полная версия страницы