Форум » История, краеведение » Традиции предков » Ответить

Традиции предков

Мара: Yuriy, спасибо за тему)

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

yuriy: Сегодня, 21 сентября - День Сварога - Небесного Кузнеца К этому времени уже прошли обряды - прерывание живой связи между Небом и Землей. Землю постепенно сковывает от хляби мороз, влияние светлых Богов падает. Земля остается на попечении Велеса. Чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор, искусство ремесла. Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. С этого дня и режут кур, а первых подают Сварогу в жертву. Девки снимают избу, устраивают братчину, иногда собирают ее по всей деревне, и в течение трех дней приглашают парней на гулянку, при том девушка-невеста считается за хозяйку в доме. На вечерках рассказывают волшебные, страшные и игривые сказки, проводят озорные игры с поцелуями.

yuriy: Марена - Двадцать пятого ноября устанавливается премерзкая погода: дождь, снег, холодный ветер, слякоть. На зачине не произносится никаких славлений, не возжигается огонь, не приносятся жертвы и требы. Обавница провозглашает: «А ни Мара ни Морока не смиемо славити». После этого люди, чтобы показать, что не боятся Марены, идут на болото, где тушат горящие головни в болотной елани (не замерзшей трясине). Обрядовая пища: кисель, оладьи, морковь, репа.

Старожил: yuriy ! Это за какой же год источник? Что за календарь такой? Что-то древнее, языческое... И скорректирована ли дата на новый стиль?


yuriy: Про стиль не скажу. Данный день относится к праздникам славян. Не думаю, что во времена язычества были стили исчисления. Но на данный момент праздник этот в календаре славян закреплен за 25 - м ноября.

Старожил: А еще 22 декабря - Зачатие Анны. На Зачатие Анны беременным бабам пост. На Зачатие волки сходятся, а после Крещения разбегаются. Это уже ближе к православию... Ну, а что там у магометан? Хотя, что это я? Ведь "турецкая подданная" отлучена уже от форума...

yuriy: 22 декабря День языческого почитания Карачуна (второе имя Чернобога), отмечаемый 22 декабря, приходится на день зимнего солнцеворота - самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. Считалось, что в этот день берет в свою власть грозный Карачун - божество смерти, подземный бог повелевающий морозами, злой дух. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток. Слуги грозного Карачуна - медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось.

yuriy: ....что завтра - Велесов день - Середина зимы. Вся природа в ледяном сне. И только одинокий Велес Коровин, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину «коровью смерть», но одолеть, не может. Поселяне в этот день кропят скотину водой, приговаривая: «Велес, скотий бог! Дай счастья на гладких телушек На толстых бычков Чтоб со двора шли - играли А с поля шли - скакали» Молодицы в этот день пьют крепкий мед, чтобы «коровы были ласковы», а затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы «волы были послушные». В этот день в требу приносится коровье масло. После зачина женщины совершают обряд опахивания для отгона «коровьей смерти». Для этого выбирается повещалка, которая повещает по всем домам: «Пора унять лихость коровью!». Женщины омывают руки водой и утирают их рушником, который носит повещалка. Затем повещалка приказывает мужскому полу «не выходить из избы ради беды великия». Повещалка с воплем: «Ай! Ай!» бьет в сковороду и выходит из села. За ней идут женщины с ухватами, помелками, серпами и дубинами. Повещалка, сбросив с себя рубаху, произносит с неистовством клятву на «коровью смерть». Повещалке одевают хомут, подвозят соху и запрягают. Затем, с зажженными лучинами трижды опахивают селение (капище) «межеводной» бороздой. Женщины следуют за повещалкой на помелах в одних рубашках с распущенными волосами. Горе тому, кто во время шествия попадется навстречу, будь то животное или человек. Его бьют палками без пощады, предполагая, что в его образе скрывается «коровья смерть». Когда-то в старину, попавшихся навстречу убивали насмерть. Иных женщин заподозренных в злом умысле, завязывали в мешок с кошкой и петухом, а затем зарывали в землю или топили. По окончании шествия - обрядовый бой Велеса и Марены. Под подбадривающий крик собравшихся: «Велес, сшиби рог с зимы!», ряженый, одетый Велесом (турья личина, шкура, копье), сшибает «рог с Марены». Затем начинается пир (запрещено употреблять говядину) и игрища.

yuriy: ...16 февраля - Починки. «Готовь сани летом, а телегу зимой», хозяева сразу после Сретенья с утра пораньше принимались за ремонт сельскохозяйственного инвентаря, называя этот февральский день «Починками».

yuriy: ....в этом году 23 февраля не только День защитника Отечества, но и Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.

yuriy: ...18 февраля - Троян зимний. Этот день наши предки считали днем Воинской славы, когда много русских воинов пали от Римских воинов в придунайской области, у Трояного Вала. Воины те бились не сложив оружия и не показав спины. Этот праздник известен также под названиями: «Стрибожьи внуки», «поминовение падших у Троянова Вала». К сожалению, на сегодня много не выяснено из истории героического подвига у Трояного Вала, в том числе точной даты (около 101 г. н. э.) и других подробностей. Этот эпизод в истории Древней Руси четко упоминается в Велесовой книге и восхваляется в «Слове о полку Игореве». Издревле у славян было принято в этот день тоже совершить что-то героическое, опасное, полезное для Родины или семьи и помянуть за столом отважных воинов.

yuriy: ...завтра, 28 февраля - День Кащея-Чернобога. В этот день чествуется самое злое божество славянского пантеона - известный нам ещё по детским сказкам, Кащей или Чернобог (черный Змей, Кощей) - Повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Славяне делят весь мир на две половины: добрую и злую или дружественную и враждебную человеку. Каждую из них олицетворяет свой бог. Враждебную олицетворяет Чернобог. http://i009.radikal.ru/0902/c7/35f9c7bac68e.jpg По старославянским обычаям, ровно в полночь с 28 февраля на 1 марта нужно торжественно раздавить в руке сырое куриное яйцо — таким образом Кащею, смерть которого традиционно скрывается в яйце, приходит конец, а поскольку Кащей символизирует собой зиму, то заодно оканчивается и зима. Язычники утверждают, что если раздавить яйцо, которое снесла курица на Рождество, то в марте морозов уже не будет.

yuriy: ...сегодня День Мары Марены – Великой Богини Зимы и Смерти. Мара-Морена - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея, сестра Живы И Леля. В народе она была названа Кикиморой одноглазой. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день: «Вздел Ярило зиму на вилы». Если в этот день в полдень видно солнце, весна будет ранняя ....сегодня Навий день. Праздник воскрешения мертвых, у славян начинаются обрядовые посещения могил с приношением треб. Славяне хоронили родичей в курганах, на этих высоких насыпях творили тризну, клали требу, совершали возлияния. В этот день давно умершим людям приносятся требы в воду, приговаривая: Свети, свети, Солнышко! Дам тебе яичко, Как курочка снесет в дубраве, Отнеси его до раю, Пусть все души радует.

yuriy: ...завтра - Овсень малый. Символ нового времени у славян, когда можно начинать новый цикл полевых работ. Официальная встреча Весны. Это наиболее древнее из достоверных и известных нам празднований Нового года.

yuriy: ...22 Марта у Славян - Жаворонки: На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок. На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

yuriy: ...30 марта у наших предков был праздником Матушки - природы. В этот весенний день принято воспевать матушку-природу, которая «просыпается» после долгой зимы. Другими словами – это праздник весны и тепла, который наши предки отмечали в честь богини славянского пантеона Лады, покровительницы любви и брака.

yuriy: ...что 1 апреля не только День смеха, но и именины Домового. Древние славяне верили, что на зиму, он, подобно многим животным и духам, впадал в спячку и просыпался лишь изредка, чтобы сделать необходимую работу по дому. Спал домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью вступит в свои права. А она приходила, по мнению предков совсем не в марте, а в апреле. Первого же числа, весна приходила окончательно и бесповоротно и главный дух-хранитель очага - домовой, должен был проснуться, чтобы навести порядок в доме.

yuriy: ...что 3 апреля - Водопол....День Водяного. Наши предки счетали, что в этот день просыпается Водяной от зимней спячки. В этот день рыболовы приходили к воде в полночь полакомить Водяного-дедушку. Рыбаки угощали Водяного, утапливая чужую лошадь. Для этого случая покупали у цыган самую негодную лошадь. Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней. В других местах рыболовы наделяют Водяного гостинцем, выливая в реку масло. ...А наш "брат" - рыболов в реку обычно полкружечки водки льет.

Андрей: В Вырицкой волости, окрестим ее так, - традициями предков могут считаться: почитание камней: на худоре чаща огромный сакральный камень с двухэтажный дом. "Мама камень", - попроще, конечно, но он уже признан историками. За другим, шведским камнем камнем, старинные трехсотлетние дубы. Наверное это место сфотографировано и есть на Сайте у вырицкого дачника-геграфа "Симо". Я, думаю, юрий, кроме общих знаний о традициях славян, здесь важно что осталось от той духовной жизни когда были эти курганы на Береговой улице, камни и пр. археологич. святыни. Кстати, кто такой, Атли у дачи которого на берегу 3 платформы устраивают встречи "новые викинги"?

Андрей: В Вырицкой волости, окрестим ее так, - традициями предков могут считаться: почитание камней: на худоре чаща огромный сакральный камень с двухэтажный дом. "Мама камень", - попроще, конечно, но он уже признан историками. За другим, шведским камнем камнем, старинные трехсотлетние дубы. Наверное это место сфотографировано и есть на Сайте у вырицкого дачника-геграфа "Симо". Я, думаю, юрий, кроме общих знаний о традициях славян, здесь важно что осталось от той духовной жизни когда были эти курганы на Береговой улице, камни и пр. археологич. святыни. Кстати, кто такой, Атли у дачи которого на берегу 3 платформы устраивают встречи "новые викинги"?

yuriy: ...сегодня по славянскому календарю - День Даждьбога. Бога плодородия и солнечного света, живительной силы. Первопредок славян. Еще в "Слове о полку Игореве" упоминались славяне — даждьбожии внуки. Начало Весны и Лета. Время первого выгона скота на пастбища. Потому Дажьбогу жгли огни и просили его охранять скотину.

Андрей "Нестор ожил": Даждь-Бог, чем-то сродни Деметре. Какое-то время на ней был женат колебатель земли и воды Посейдон. Тогда-то, с горных потоков на пастбища, обильно лилась разверзнувшаяся живительная влага. Но этот один из 70 браков Посейдона был (бывает) не долгим...

yuriy: Славянский Даждьбог победил Велеса, укравшего у Перуна тучи-коровы. Ну а сегодня у славян Пролетье. В этот день славянами совершаются обережные обряды пробуждения земли, приносящие силу и здоровье. Начинается вращение белого Солнцеворота. Совершается обряд опахивания, приносящий здоровье и удачу. В этот день устраивались молодецкие соревнованья, скоморошьи забавы, игры, песни и хороводы.

Дикая: вы язычник?

yuriy: В фильме "Брат-2", помните? Американская телеведущая, увидев оружие, спрашивает у наших: "Вы гангстеры?" И получает ответ: "Нет. Мы - русские!" Знаете, у меня, как и во всей самобытной русской культуре, язычество перемешивается с православием, аскетизм и чепорность с буйством новаторства. Конечно, крещеный православный человек не может быть язычником. Но и в нем наша история, традиции и сущность бытия Русского человека.

Андрей "Нестор ожил": "Двух станов не боец, но воин" . В России существует большой список православных язычников с уклоном в элинистическую культуру: Пушкин, А.К. Толстой, Майков, Мережковский... В конце там много разных имен, включая вырицкого Ивана Ефремова и его друга Вячеслава Иванова - автора романа: "Русь изначальная".

yuriy: Сегодня - Ярило Мокрый, Трибогов День — праздник конца весны и начала лета, когда на смену младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. О сию пору издревле поминали предков и творили обереги от бесчинств, творимых русалками и неприкаянными душами «заложных» покойников (умерших «не своей», то есть неестественной смертью). В ночь на Трояна девицы и женщины «опахивали» деревню, дабы оберечься от злых сил. Согласно народным поверьям, сего дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной. После зачина проводят обряд «Постриги» для юношей, посвящение в воины. Далее устраивают пир в поле. Обрядовая страва: сладости, яичница, пироги. В требу приносят обрядовое пиво. Перед игрищами разыгрывают сказку или древнее предание. Обязательны любовные игрища и пляски. После дня Ярилы обычно устанавливается жаркая погода дней на семь.

Андрей "Нестор ожил": Предлагаю две постоянные рубрики: Вырица - славянская и Вырица - православная. Обе темы, интересные.

yuriy: Сегодня - зеленые святки (Духов день) являлись главным рубежом между зимой и летом. В народном календаре (с принятием христианства) к этим дням был приурочен праздник Троицы. В обрядах зеленых святок приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ. Цикл зеленых святок состоял из нескольких обрядов: внесения в село березки, завивания венков, кумленья, похорон кукушки (Костромы или русалки). Березка являлась символом неисчерпаемой жизненной силы. Как и во время зимних святок — колядок, во всех обрядах участвовали ряженые, изображавшие животных, чертей и русалок.

yuriy: Сегодня - Змеиный день. На Руси в эти дни ждали вражеских нашествий. В истории есть тому подтверждения: Отечественная война 1812 года (19 июня), и Великая Отечественная война 1941 года (22 июня). В православии этот день празднуется как День Исаакия, в народном календаре — день змеиных свадеб. Считается, что в эту пору змеи сползаются и идут поездом на змеиную свадьбу. Во многих населенных пунктах до сих пор остались «проклятые места», так называемые «змеиные горки».

yuriy: Сегодня - Иван Купала. Праздник летнего солнцеворота. Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища. Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костер прогорит да осядет, начинается выбор суженых. На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные травы. Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.



полная версия страницы