Форум » История, краеведение » Великая война - в наших краях » Ответить

Великая война - в наших краях

Евгений 8973: Предлагаю: кто что найдёт по Великой Отечественной войне касательно Вырицы и окрестностей - собрать здесь...

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

андрей-колесо: Дмитрич Ст. 244 УК РФ. Специально для гробокопателей и осквернителей. Ну и что Вы Там проверяли ? Не хочу торопиться с выводами .... Но ругаться очень хочется

следопыт: ведь копать запрещено - нарушение закона, если не в составе поискового отряда я вот видел что-то на могилы похожее, но никто ничего не знает - может покопать? а там, глядишь, и местные полицаи подъедут, всё объяснят

ОльгаК: Газета Вести -Ленинградская область - О ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ, ЕГО ИСТОРИИ И… К СОЛОВЬЯМ http://www.vesty.spb.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=21937 автора этой статьи знаю лично..если у кого есть информация о владельце дневника- пишите


Юльхен: ЗДРАВСТВУЙТЕ! Нашла на сайте ЗАБЫТЫЙ ПОЛК ( Медальоны которые удалось прочитать) -Морозов Василий Семенович, 1903 г.р., рядовой 168 СД. Уроженец: Калининская обл., Ущецский с\с. Адрес семьи: Ленинградская обл., Слуцкий р-н пос. Вырица улица 3-го Июля, д.3. (сейчас Гатчинский р-н Ленинградской обл.). Мобилизован Слуцким РВК. Адрес жены: г. Ленинград ул. Розенштейна д.21. кв.10. ЦАМО: две карточки: 1) пропал без вести в декабре 1941 года; 2) погиб в бою 4 ноября 1941 года в р-не Московской Дубровки.- МОЖЕТ КТО ТО ПОДСКАЖЕТ ГДЕ ЭТА УЛИЦА БЫЛА ? Может и родных получиться отыскать?

GEORGE: Не помню выкладывал или нет. Снято в 2000м году. Между дорогой на Слудицы и Оредежем. Артиллерийский передок от 122мм гаубицы. Брошено нашими в 41м при отступлении с Лужского рубежа. Там воообще много по лесу чего побросано - немцы проскочили в Вырицу по железке, и наши уходили лесами восточнее и западнее. До сих пор местами противогазы прямо поверху валяются - это бросалось в первую очередь.

следопыт: Да... отступали по жутким дорогам... бросали технику - а что было делать... В Луги они пришли т.к. на карте дорога была, а в реале её не было (или от страха перед Великим и Умным нарисовал её кто, либо сознательная деза) и попали войска в ловушку и пошли гатить лес да болото, а болота те жутковатые...трясина... в 80-х много техники из болота торчало Это ведь здесь в районе Оредеж-Вырица полегла армия Власова а самого Власова крестьяне-колхознички немцам выдали, не дали схорониться Народ ведь местный активно партизанил и активно кооперировался с оккупантами

GEORGE: следопыт пишет: Это ведь здесь в районе Оредеж-Вырица полегла армия Власова Гммм, уважаемый, вы бы с документами поработали сначала и картами, а потом чушь несли. Крайняя точка продвижения 2ой Ударной Армии - поселок (деревня) Еглино, что изрядно юго-восточнее. http://hwar1941.narod.ru/lubd.jpg По поводу дорог вы тоже не совсем правы. Во первых были просеки да ирригационные канавы - старые карты посмотрите лесозаготовительные. При чем ирригационые канавы еще при царе-батюшке польскими (!!!) батраками, сюда на заработки ездившими прокопанные. И до сих пор вполне себе свои функции выполняющие. грунт то - глина, не шибко оплывает. Это же царские охотничья угодья к Лисино-Корпусу относившиеся. Соответственно тогда за ними вполне себе смотрели. Во вторых например - то что сейчас в поселке улица Калинина - это часть древнего торгового тракта из Новгородчины в Старую Ладогу. Если посмотрите на спутниковую карту его до сих пор видно http://maps.google.ru/maps?hl=ru&ll=59.365482,30.29583&spn=0.044348,0.175781&t=h&z=13&vpsrc=6 Мясной бор, Спасская Полисть, Родофинниково - там они все и лежат.... Доводилось бывать. Вот там земля действительно "фонит", так что слабонервные и впечатлительные начинают на ровном месте спотыкаться. Да, в плен Власова немцы взяли здесь http://maps.yandex.ru/?text=%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F%2C%20%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%2C%20%D0%9B%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD%2C%20%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F%20%D0%A2%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B6%D0%B8&sll=30.723622,58.868773&l=map&ol=geo

f44: GEORGE Прддерживаю.

AS: GEORGE Во вторых например - то что сейчас в поселке улица Калинина - это часть древнего торгового тракта из Новгородчины в Старую Ладогу А это откуда? ПО снимку я ничего не вижу. На старых картах ничего подобного нет. Вырица для дороги из Новгорода в Старую Ладогу очень не по пути. Ивангородский тракт южнее и его путь хорошо исследован. По всему пр. Ефремова (теперь Калинина) проложен в рамках девелопмента Эдвардса в начале прошлого века. Тогда же появилась сеть канав за ж.д. веткой на поселок. Конечно до 1900 года были местные дороги меду деревнями и описанная Вами система канав. Была дорога Луги - Чаща. Местами даже мощеная и торцевая. Не такого ужасного состояния ка сейчас, но совсем не для 153 мм гаубиц. Была том числе интересная лесная дорога пересекающая пр. Калинина от д.Вырица на Липову Пустошь, происхождение которой неизвестно. Появилась она в 1700-1850 годах.

следопыт: СПАСИБО ЗА ИНФОРМАЦИЮ Перепутал я про армию - но ведь много переформирований было в тот момент - это 42 была http://asociaciyavladpoisk.narod.ru/ist_spravka31.htm

следопыт: но вот меня место одно в самой Вырице интересует - случайно там оказался (по естественной надобности вышел приспичело ) это лесок по Самарской между Вольской и Сызранской - неприметный такой, аккурат в длину как стандартный участок будет А метрах в 10 от дороги как братские могилы.... и много их.... видел в Интернете что-то похожее про захоронения около лагерей с немецкими военнопленными в Сибири... зрелище вечером жутковатое, если провести параллели... Я уже про это место спрашивал форумчан, но тогда никто не ответил - не знали... я даже фотки вложил...

yuriy: Уважаемый AS, согласен. На спутниковых снимках Калинина отчетливо прослеживается до Витебской ж/д. Далее более заросший участок до дороги на Слудицы. Кстати на Калиниа помимо мащеных булыжником мест мной обнаружено следующее. Если идти от Посёлка то по левую руку будет место напоминающее остатки жилища. Большие разбросанные камни, какие-то железныеобломки. Кстати в этом месте растет яблоня и дикая сморода. Место это далеко от Посёлка...ближе к Витебской ж/д

AS: Вспоминая детские годы, мне кажется там был дом, может лесника. К нему шли столбы с силой. Есть еще вариант. Там Ефремов затеял строить усадьбу "Острая Елка". Собственно не случайно проспект назвали его именем. Усадьбу построить не успели, но может что то начали. Кстати там по проекту по основной ветке должны были быть платформы, как на ветке до Поселка. Одна из них в конце Калинина.

GEORGE: AS пишет: А это откуда? ПО снимку я ничего не вижу. На старых картах ничего подобного нет. Да, по снимку ее видно только до железки, за ней ее видно только на местности "снизу" - все слишком заросло. Кстати передок сфотографированный именно около нее стоит. Эта дорога есть на лесосозаготовительной карте 50-60-х у меня распечатана, как нить при случае покажу. Сразу за железкой она налево поворачивает, и уходит к Оредежу там где он буквой S напротив большой вырубки на том берегу. Кстати вдоль нее чутка воевали - и наши и немцы видать оставляли заслоны, которые вели вялые перестрелки - несколько окопов - на отделение приблизительно, по 10ку гильз в окопе. В одном месте (уже рядом с дорогой на Слудицы) окопов побольше, приблизительно на роту уже, там судя по всему раскидало броневичок - фрагменты нетолстых бронеконструкций. Там же скорей всего артиллерией (у немцев был бронепоезд) накрыло Максим - его фрагменты разбросаны по достаточно большому участку. Про тракт источник сейчас не вспомню, но постараюсь найти, у меня это в памяти отложилось тогда же, лет 10ть назад, там же подняли предмет, принятый сначала то ли за наконечник пики, то ли древко флага. Когда притащили в город специалистам - они опознали как арбалетный болт. В принципе, допускаю, что да, дорожка более поздняя, но она есть. Через Оредеж, опять же очень похоже, что там были броды, что в районе Поселка, что недалеко от Слудиц. Запомнилась каска "Халхин-голка" - лежала на дне окопа, наполовину в листве, наполовину в глине. То что было в листве - сгнило напрочь, а та часть, которая в глине в родной краске с контурной красной звездочкой на фронтальной части...

AS: На этом участке был большой населенный пункт с 11 по 18 века. На шведской карте называется Gorodok. От него конечно во все стороны шли дороги, но на картах есть только вдоль Оредежа. Дороги тех лет никогда не шли по прямой, а выбирали сухие места: водоразделы и крутые берега рек. Так, что прямой проспект, это уже наверняка новодел. А лесозаготовительную карту было бы интересно посмотреть. Про тракт, Вы наверно читали про Ивангородский.

Mike: Во вторых например - то что сейчас в поселке улица Калинина - это часть древнего торгового тракта из Новгородчины в Старую Ладогу Только н из Новгородчины, а из Нарвы. Калинина упирается одним своим концом в брод, который ныне закрыт поднявшейся из-за плотины водой. А за бродом путь на Сиверскую. С другой стороны за ж.д. путь ведет к Введенской (перед которой также есть хороший брод), а затем - на Лисино и дальше.

GEORGE: С трактом интересно получилось, может на него отдельную тему создать? У меня такой вопрос, по военному времени в Вырице. В Поселке, недалеко от того места, где заканчивается железка есть отдельно захоронение гражданских лиц (судя по всему местных, так как достаточно ухожены) с датами смерти, где можно прочитать, 1942ой год. Странно, почему не на общем кладбище, которое достаточно недалеко? Может кто знает? Не берусь утверждать точно, но даты смерти вроде разные, а судя по возрасту там вполне могли быть естественные возрастные причины.

AS: Это все люди умершие от естественных причин. Просто немцы не запрещали там хоронить. А про тракт тему создать - дело хорошее. Но он много южней

GEORGE: Ну в принципе логично - там место повыше - на кладбище то совсем болото. Карту нашел в сети http://www.vyritsa.ru/map/index.htm - 8-я карта, скачать можно здесь http://poehali.org/maps/050k--o36-013-4.html Да сама карта очень устарела, но тут интересно именно расположения просек и лесных дорог. И на карте 81года этот кусок дороги между железкой и Оредежом хорошо виден. http://www.vyritsa.ru/map/vyritsa_1981.jpg

AS: На моем сайте :) Я то про лесовозную карту спрашивал.

Mike: Это все люди умершие от естественных причин. Просто немцы не запрещали там хоронить Дедулька рассказывал?

GEORGE: Mike пишет: Дедулька рассказывал? Вчера поинтересовался у местных - да именно так и сказали "немцы там не запрещали хоронить"

AS: Когда делали книгу про Вырицу, этим занимались. Даже документы есть. У немцев порядок был.

GEORGE: yuriy пишет: Итак: по заверению некоторых коренных жителей место падения самолета находится в непосредственной близости от памятного знака в лесной части улицы Калинина за Поселком. Место я указывал ранее на спутниковом снимке. Фотографии знака тоже были выложены. В том месте на дороге возвышается холм и если стоять спиной к Поселку, то место падения находится слева. По рассказам, самолет был полностью разобран, а останки летчиков захоронены в непосредственной близости от данного места. Возможно, что это и не памятный знак, а воинское захоронениие. Раньше я этот знак не видел. Увидел его позапрошлым летом. А много лет назад рядом с этим местом стояли добротные лавки и стол. Потом там появились локальные вырубки... Опять же вчера местные жители после похода за грибами громко матерились - какие то горе-поисковики в поисках самолета перекопали горку в полукилометре от того места, где он реально лежит :). Памятный знак то поставлен несколько в отдалении от места. Нашли что нибудь? следопыт пишет: Перепутал я про армию - но ведь много переформирований было в тот момент - это 42 была http://asociaciyavladpoisk.narod.ru/ist_spravka31.htm Ну перепутать 42ю по 41му и 2-ю по 42му.... А такие воспоминания надо читать очень аккуратно, да, проскакивают крупицы ценной в поиске информации, но очень много, особенно в книжках 70-80х "причесанностей" (по понятным идеологическим причинам) и фактологических ошибок. Причем часто и не по идеологии, а просто стереотипных, пришедших из того же советского кино. Например, если воспоминания ветерана литературно-художественно обрабатывал какой нить писака-журналист, который и напортачил. Конкретно, в данном тексте очень смущает фраза про автоматные очереди и толпы немецких автоматчиков. Не было у немцев, как у нас, отдельно такого вида пехоты. Тем более по тому же 41му году. Основным оружием пехотного отделения практически до конца войны были тот же Маузер Кар98 да МГ-42. МГ-34 конкретно под Питером в первую же зиму по возможности заменяли на французские Гочкинсы - не жили 34-е в нашей грязи и низких температурах. Лебелевские гильзы, патроны и кассеты заменявшие ленты мне на раскопах под Мгой достаточно часто попадались. А в кино образ захватчика прижился - закатанные рукава, автомат на пузе, причем сами немцы его так не носили, ибо рукоятка затвора бо бо будет делать, и начал кочевать в литературу. Подвига людей, закрывших собой страну и сделавших все что смогли, вопреки критинизму командования это не умаляет.

скляр: AS пишет: Была дорога Луги - Чаща. Местами даже мощеная и торцевая. Не такого ужасного состояния ка сейчас, но совсем не для 153 мм гаубиц. Не было в Красной Армии 153 мм гаубиц. Основные калибры сухопутной ствольной артиллерии привязывались к дюйму (2,54 см). Это, конечно, не по-существу. Так, для исторической справедливости. Если передок от 122мм гаубицы "доехал" до Слудиц - значит, его что-то везло. Ценность артиллерийского передка для транспортировки груза равна нулю, значит к нему что-то было прицеплено. Прицепить к нему можно было 122мм гаубицу М30 образца 1938 года ( вес в походном положении 2,9-3,1 тонны). А тащить его могла и шестерка лошадей (в Вермахте по штату 150 мм гаубицу таскала именно шестерка лошадей), и тягач СТЗ-5 образца 1935 года (мощность 55 л/с, вес прицепа 4,5 тонны, в перегруженном состоянии ( т.е. с максимальным усилием, с потерей скорости, проходимости, запаса хода - 7тонн)). 152мм гаубица М10 образца 1938 года в походном положении весила 4,5 тонны. Была подвластна при транспортировке не только "Коминтерну" (вес буксируемого прицепа до 19 тонн), но и СТЗ. Я где-то видел фотографии тяжелой артиллерии (203мм Бр-4, или чего-то им подобных, брошенных в Лугах). Не было смысла тащить эти махины через болота, да и применения им в оборонительных боя не было. Так же нет применения в оборонительном бою, а тем более при отступлении (читай - бегстве) и 152мм, и 122мм гаубиц. Нет для них целей, они не разведаны, нет места и времени на развертывание, никто огонь не корректирует, да и боеприпасов нет в достаточном количестве. Это - стрельба по воробьям, бесперспективная, но очень трудозатратная. Моё мнение: в 1941 бросали всё, что мешало бежать. Ни дороги тут ни при чем, ни отсутствие ГСМ, ни недостаток боеприпасов.

AS: Скляр, Да, конечно 6 дюймов 152.4 мм как флоп. В 51 КАП их было 11 шт. Тащить действительно не было смысла, но все понимали, что бросишь - расстреляют. 4 сентября это начали понимать начальники и приказали весь боеприпас выпустить по врагу с целью освободить Вырицу. 9 сентября технику разрешили бросить. «…завести в болото, снять замки, прицелы, панорамы, закопать, замаскировать и оставить. С тракторов снять пусковые моторы, форсунки, трубки высокого давления, также закопать, а трактора также замаскировать. Машины завести поглубже в лес, снять динамо, вывернуть свечи, снять аккумуляторы и оставить». Вытащить в итоге ничего и не удалось. Только 67 человек вышли к Волхову. Про это есть мемуары. Тащили тягачами Сталинец С-2 Они из болота торчали еще в 2007 году. Проблема была в том, что дорога была явно не предназначена для тяжелой техники. Ее моментально размесили до непроходимого состояния. Собственно с тех пор по ней не проехать.

yuriy: GEORGE пишет: [Опять же вчера местные жители после похода за грибами громко матерились - какие то горе-поисковики в поисках самолета перекопали горку в полукилометре от того места, где он реально лежит :). Памятный знак то поставлен несколько в отдалении от места. Нашли что нибудь?] Уважаемый GEORGE, раскопки тоже видел. Если Вы "Нашли что нибудь?" у меня спрашиваете - то я этим не промышляю...

скляр: Уважаемый AS, Разные у нас были мемуары, воспоминания и размышления. Поделитесь ссылкой, мне это интересно. Что-то здесь не вяжется. "Стрельба" по Вырице 4 сентября, оставление техники 9-го, выход 67 человек к Волхову... Не стыкуется что-то.

AS: Да, вот еще кусочек Журнал боевых действий 51 кап. (выдержки) 16.8 Противник прорвал фронт 1 дно и ведет обходное наступление на Батецкую. Р. Луга им форсирована в р-не Русыня. 24.8 Вели огонь по Гобжи-Баньково и по заявкам пехотных командиров. Израсходовано 280 снарядов. 26.8 Занятие элементов боевого порядка. Обстановка изменилась. Противник с севера теснит нашу пехоту, к вечеру сданы Беково и Красный Маяк. 27.8 Занят боевой порядок. Полк выполнял приказ начартдива -поддерживает пехоту. Вели огонь по видимым целям. Израсходовано 120 снарядов. Пополнения снарядами нет. Базы снабжения отрезаны. Полк попал в окружение пр-ка. Поступление продуктов питания также прекратилось. 28.8 В р-не Низовка продолжается беспорядочное движение тылов-обозов по дороге Низовка-Луги. Послана разведка пути. Разработан маршрут. Ведутся работы по прокладыванию дороги через лес и строительству гатей через болото. Работа происходит по инициативе штаба полка. Никаких указаний от командования нет. К работе привлечен к-р 541 гап. Работа ведется совместно. 29.8 Снарядов осталось очень мало. Подвоза нет. Пополнение продуктами также прекратилось совершенно. Отдан приказ рыть картошку и делать запасы. Отдан приказ закопать все излишнее имущество (овс и боепитания). Вернулась посланная разведка пути. Дорога чрезвычайно тяжелая и требует большого объема работ. 29.8 17.00 Штабная батарея отправлена по намеченному маршруту. Сосредоточилась в лесу. Подходят огневые взводы. На огневых позициях оставлены 2 батареи, на которых сосредоточены все остатки снарядов и которые ведут огонь по заявкам пех. командиров. 30.8 Командование корпуса утвердило намеченный маршрут 6.00 Продолжаем движение по намеченному маршруту. Впереди идут рабочие команды и разведка. Дорога болотистая. Делаем сплошную гать. 31.8 Продолжаем движение. За 2 дня машины прошли 4-5 км, трактора 1-1,5 километра. 1.9 Продолжаем движение в чрезвычайно тяжелых условиях. Все время стелем сплошную гать. Хуже всего то, что при колоссальном физическом напряжении люди не пополняют затраченных сил, не имея достаточного питания. Чрезвычайно остро встал вопрос с горючим, пополниться которым неоткуда. Послана разведка бараки на торфоразработки, чтоб найти по возможности любое горючее. Хорошо работает команда строителей дороги мл. л-та Михайлова. Розданы остатки продуктов по подразделениям и отдан приказ об их всемерной экономии. 2.9 Посланный в р-ку политрук Юлпатов полностью выполнил задачу и собрал более тонны различ. смазочных материалов и керосина, из которых может быть составлен заменитель топлива для тракторов. Дорога становится все тяжелее и тяжелее. Сегодня с м/частью прошли не более километра. На выбранный нами маршрут со всех концов вливаются колонны и обозы, портя построенную нами дорогу. Пытаемся препятствовать, но все отговариваются приказанием командира корпуса. Видимо этим маршрутом направился весь 41 СК. Споры из-за дороги приобретают все более ожесточенный характер. Колонны полка перерезаются приказанием командира корпуса. Дело доходит до неоднократных случаев угроз оружием лицами ком. нач. состава. Отдан приказ употреблять в пищу конское мясо. 3.9 Продолжаем движение. Рубим через лес просеку, чтобы вывести м/часть из пробки, созданной обозами. Машины выносят почти на руках. Продукты кончились. Поддерживаемся конским мясом, ягодами и грибами. 4.9 Орудия тонут в жидкой грязи. Гать расползается. Получено боевое распоряжение штаба артиллерии Южной оперативной группы № 17. Наша задача поддержать наступление 177 и 235 сд. 5.9 На коротке в р-не бараков Ананьевых развернули 4-ю батарею, сосредоточив на ней все оставшиеся снаряды, и открыли огонь по Дружной Горке. Противник вот уже 3-й день продолжает методически обстреливать нашу колонну. По дорогам создаются пробки за пробкой. Автоколонна 541гап от бараков Ананьевых пошла по левой просеке. На хвост колонны, состоящей из автомашин 111 сд, наскочил диверсионный отряд немцев. Шофера побросали машины и разбежались. Колонна 2-й батареи быстро организовала оборону и предотвратила панику. 7.9 Нашу колонну пересекла колонна 24 тд. Простояли целый день. Двигались ночью. 9.9 Горючее кончается. Неоднократно предлагали командованию корпуса принять окончательное решение о дальнейшей судьбе м/части и машин. Получен приказ от штаба корпуса: сформировать из 2-х полков 1 дивизион. Слить в эти лучшие трактора все горючее и продолжать движение на Вырицу. Всю остальную м/часть - завести в болото, снять замки, прицелы, панорамы, закопать, замаскировать и оставить. С тракторов снять пусковые моторы, форсунки, трубки высокого давления, также закопать, а трактора также замаскировать. Машины завести поглубже в лес, снять динамо, вывернуть свечи, снять аккумуляторы и оставить". (55)

AS: Были мемуары одного из вышедших Как не печально, ссылка на оригинал не работает. У себя похоже не сохранил Но есть статья в википедии . Наберите в ней 51 корпусный артиллерийский полк Кстати с тем, что в 41 бросали все я согласен. Солонин прав. Но это уже другой случай. Это уже позднее.



полная версия страницы